В разработке: T-72M2 Wilk

29.08.2017

Бойцы!

Сегодня мы расскажем о польском основном боевом танке, который скоро появится в «Проекте Армата». Автор статьи — Михал Кизеветер, польский исследователь бронетехники, эксперт и один из консультантов команды разработки.

Долгое время костяк бронетанковых частей европейских стран-участниц Варшавского договора (к примеру, ГДР и Чехословакии) составляли Т-55А. В 1980-х Советский Союз решил обеспечить союзников новым вооружением и предоставил Польше и Чехословакии, главным поставщикам техники для остальных стран Варшавского договора, лицензии и техническую документацию, которые позволяли незамедлительно начать производство Т-72.

Стоит отметить, что Советский Союз использовал два варианта экспорта военной продукции: один — для «проверенных» союзников в лице стран ВД, второй — для всех остальных (преимущественно дружественных арабских государств).

Польша начала собственное производство Т-72М в 1981 году. Эти танки представляли собой нечто среднее между Т-72 и Т-72А и были сконструированы советскими инженерами специально для экспорта. Немногим позже, в 1986 году, Т-72М был заменен на глубоко модернизированный вариант Т-72М1, который во всех смыслах представлял собой почти полную копию Т-72А. Оба варианта производились на заводе Бумар-Лабеды в Гливице (Zakłady Mechaniczne Bumar-Łabędy).

Однако вскоре после начала производства польский генералитет посчитал Т-72М1 недостаточно эффективным для современных боевых действий, особенно на фоне новых западных ОБТ. Западногерманский Leopard 2 и американский Abrams были значительно более грозными противниками, чем все предыдущие танки блока НАТО.

Во второй половине 1980-х Польша приняла программу по повышению боевых возможностей своих вооруженных сил. Она подразумевала два направления работы:

  • переговоры с СССР по поставкам более современных вариантов Т-72;
  • разработка проекта модернизации Т-72М1 собственными силами польской промышленности.

Переговоры с СССР начались в 1988 году. Скорее всего, они позволили бы Польше получить вариант Т-72Б под индексом Т-72С — аналогичные машины были проданы Ирану в виде готовых комплектов. Однако по ряду причин в 1989–90 годах переговоры прекратились.

Второе направление было основано на опыте польских промышленников, успешно разработавших программу модернизации T-55AM для Т-55А (которая привела к появлению T-55AM Merida). Польша начала искать возможности по улучшению Т-72М1.

Разработку такой машины департамент развития Министерства обороны Польши (Departament Rozwoju i Wdrożeń MON) препоручил НИИ компании OBRUM (Ośrodek Badawczo-Rozwojowy Urządzeń Mechanicznych OBRUM). Проект получил название Wilk («Волк»). Его целью было создание технологии модернизации боевых машин, доступной даже штатным армейским ремонтным подразделениям.

Выживаемость танка на поле боя планировалось увеличить за счет повышения мобильности, защищенности и расширенных возможностей по ведению ночного боя.

Вместе с OBRUM над проектом работали многие организации, включая:

  • военный институт технологий вооружения в Зеленке (Wojskowy Instytut Techniczny Uzbrojenia);
  • механический завод WOLA в Варшаве (Zakłady Mechaniczne Wola);
  • оптический завод в Варшаве (Przemysłowe Centrum Optyki);
  • военно-техническая академия в Варшаве (Wojskowa Akademia Techniczna).

В 1989 году, когда военное сотрудничество стран Варшавского договора было прекращено и Польша осталась без поддержки СССР, важность разработки собственной модификации Т-72М1 значительно возросла.

Между 1987 и 1990 годами (более точная дата неизвестна) OBRUM выпустила три прототипа по программе Wilk, основанные на трех разных платформах:

  • Т-72А;
  • T-72M1;
  • T-72M1D (командирский вариант T-72M1).

В 1990-м году, в ходе дальнейших работ по проекту Wilk, все три прототипа получили СУО Drawa.

Остальные изменения включали:

  • ДЗ Erawa польского производства, установленную на лобовую проекцию;
  • новые стальные бортовые экраны;
  • систему предупреждения о лазерном облучении SS COBRA-1;
  • приборы ночного видения второго поколения для всех членов экипажа;
  • компьютеризированную систему стабилизации орудия;
  • модернизацию трансмиссии;
  • дизельный 850-сильный двигатель S-12U (вариант советского В-46-6);
  • системы постановки дымовой завесы WPD-1 Tellur и WWGD-1 Erb.

В июле 1991 года, после успешных испытаний упомянутых машин, было решено продолжить разработку в выбранном направлении. Сам проект Wilk был завершен, вместо него начали новый, который завершился позже созданием PT-91 Twardy — самого совершенного на сегодняшний день польского ОБТ. Важнейшая роль программы Wilk заключается в том, что она заложила надежную базу для PT-91, и первые машины появились спустя всего 9 месяцев с начала работы.

Один из образцов, имеющий обозначение T-72M2D Wilk (именно он послужил прототипом игрового T-72M2 Wilk), выставлен в музее имени Стефана Чарнецкого в Познани. Сейчас он находится в запасниках, но в 2018 году, после переезда коллекции на новую площадку, он станет доступен для публики.

В «Проекте Армата» T-72M2 Wilk будет премиумным танком. Надеемся, вам понравится управлять им на поле боя!

Обсудить


Мы Вконтакте

Перейти в группу