Армата Т-14: Описание конструкции

Описание конструкции

СССР стал первой в истории танкостроения страной, внедрившей на серийных машинах автомат заряжания. Самый первый образец появился в 1963 году на танке Т-64. Это позволило сократить экипаж с четырех до трех человек, что способствовало снижению силуэта и забронированного объёма.

Однако, несмотря на внедрение автомата заряжания, экипаж продолжал размещаться в одном объёме с боеприпасами, что не оставляет танкистам шансов выжить в случае детонации боекомплекта. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка полностью необитаемой башни.

Появившаяся после окончания операции «Буря в пустыне» статистика поражения танков только подстегнула работы в этом направлении. Действительно, было о чём задуматься. Анализ распределения попаданий в вертикальной плоскости показал, что на уровень выше погона башни приходилось почти три четверти от всех попаданий.

Также необитаемость башни позволяет ещё больше снизить требования к забронированному объёму. Экипаж же поместили в специальную бронекапсулу, отделенную от боекомплекта и горючего и выдерживающую попадания любого современного противотанкового средства. Она оборудована средствами кондиционирования воздуха и защиты от оружия массового поражения. Свои изолированные «бронекапсулы» имеют также боекомплект и двигатель. Это позволяет танку оставаться боеспособным даже в случаях множественного пробития брони, так как большинство современных противотанковых средств разработаны из расчета поражения экипажа и электроники осколками или каплями разрушаемой брони и фугасным действием. Если при пробитии брони не будет поврежден боекомплект, то управляемая экипажем из бронекапсулы необитаемая роботизированная башня продолжит вести огонь, в то время как любой другой танк в этой ситуации потеряет боеспособность из-за ранения или гибели экипажа. Таким образом, в Т-14 танкисты останутся в живых, даже если машина будет подбита.

Применение броневой стали марки 44С-св-Ш, созданной в ОАО «НИИ стали», позволяет, в сравнении с предыдущими марками броневых сталей, без ущерба для защиты снизить толщину броневых листов на 15%, причем при низкой температуре окружающей среды качества материала не снижаются. Ее твердость существенно выше (54 единицы по Роквеллу), чем значения этого показателя применяемых в российском ВПК серийных броневых сталей (45–48 единиц). Однако повышение твердости не приводит, как это часто бывает, к ухудшению пластических характеристик.

В целом, можно констатировать, что в лобовой проекции танка практически не осталось критически уязвимых мест. Отчасти к ним можно отнести расположенные слева от орудия шахты прицелов, но их дублирование резко снижает вероятность «ослепления».

В конструкции корпуса и башни активно применили стелс-технологии, заключающиеся в характерных плоских гранях корпуса и башни, а также в специальном покрытии «Накидка». Это снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном диапазонах.

Кроме традиционного бронирования, танк имеет модули динамической защиты — контейнеры со взрывчаткой, способные остановить контрвзрывом ударивший в машину снаряд. Сведения о ней засекречены, но имеются данные, что она носит название «Малахит».

Противоминная защита представлена V-образным бронированием днища и подключенными к системе уничтожения мин дистанционными миноискателями.

Изюминкой конструкции стал разработанный коломенским КБМ комплекс активной защиты «Афганит». На корпусе машины на высокоскоростной поворотной установке разместили заряд, создающий направленный взрыв. С помощью специального радара отслеживаются все летящие по направлению к танку объекты. Определив скорость, направление и размер объекта, система разворачивает устройство и подрывает заряд в направлении угрозы. Сформировавшееся ударное ядро способно поразить любой летящий со скоростью до 1700 м/с объект на расстоянии 4–5 метров от танка. Есть данные, что на смену комплексу «Афганит» уже проектируется новый — «Заслон», способный перехватить объекты, летящие со скоростью уже до 3000 м/с.

Таким образом, комплекс активной защиты способен не только обеспечить уничтожение на подлете противотанковых ракет, но и изменить траекторию полета бронебойных подкалиберных снарядов, а также повредить боеприпас кумулятивных.

Силовая установка представлена разработанным в челябинском ГСКБ «Трансдизель» четырехтактным X-образным дизельным двигателем с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха А-85-3А. Хотя его номинальная мощность составляет 1500 л. с., конструкторы ввели её ограничение до 1200 л.с. (частота вращения 2000 оборотов в минуту), что позволило без ущерба для ходовых качеств увеличить моторесурс до 2000 ходовых часов. Дело в том, что исследования, проведенные в ведущих отраслевых научных институтах (ВНИИТМ, НИИД и пр.), показали, что оптимальные значения удельной мощности силовой установки находятся в пределах 20–25 л.с. на тонну веса машины. Превышение этих значений ведет к повышенному расходу топлива и нерационально как в экономическом, так и в техническом аспекте. 

Система смесеобразования — непосредственный впрыск топлива. Масса двигателя — 1550 кг. Рабочий объем — 34,6 л. Удельный расход топлива – 160 г/л.с. в час. Следует отметить, что двигатель уже хорошо освоен отечественной промышленностью и успел пройти испытания в достаточно жестких условиях, в том числе и в горах на различных видах топлива, масел и присадок. Это позволяет надеяться на отсутствие «детских болезней» в ходе грядущей войсковой эксплуатации. По словам главного конструктора ГСКБ «Трансдизель» В. С. Мурзина, заложенные в конструкцию А-85-3А технические решения позволяют двигателю в течение многих лет оставаться на уровне зарубежных аналогов по основным показателям, а по габаритной мощности даже превосходить их. Следует отметить, что конструкция корпуса позволяет размещать двигатель как в носовой, так и в кормовой части. Это позволяет на базе платформы создавать самые различные образцы боевой и инженерной техники, не прибегая к существенным переделкам.

Впервые в отечественном танкостроении топливные баки выполнили несъемными и утопленными в броню. Кроме того, их снабдили противокумулятивными экранами. Одновременно баки участвуют в защите двигателя, принимая на себя деформации, возникающие в случае попадания. Выхлопные трубы двигателя проходят через топливные баки, что с учетом высокой теплоемкости топлива  снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне.
Трансмиссия автоматическая гидромеханическая, но предусмотрено также ручное управление. Коробка передач имеет 12 ступеней. Механизм поворота выполнили в картере коробки передач, что позволило уменьшить габариты моторно-трансмиссионного отделения  и обеспечило машине отличную маневренность.

Гусеничное шасси оказалось во многом заимствованным от «Объекта 195». Возросшая масса машины и повышенные требования к плавности хода потребовали установки семи опорных катков вместо ставших на долгое время традиционными для отечественного танкостроения шести. Ведущее колесо имеет заднее расположение. Активная подвеска смонтирована на лопастных амортизаторах с дифференциальным механизмом поворота с гидрообъёмной передачей. Такая конструкция нивелирует раскачивание танка во время движения, в 2,2 раза улучшает время захвата целей оптико-электронными средствами, в 1,45 раза сокращает время поражения цели типа «танк».

«Армата» получила инфракрасные светодиодные фары и габаритные огни, затрудняющие обнаружение колонн во время ночных маршей. Также возможно использование инфракрасных приборов для связи с другими боевыми машинами подразделения в режиме радиомолчания. 

В качестве основного вооружения танк получил созданную в 2000-х годах 125-мм гладкоствольную пушку 2А82. Артсистема имеет автоскрепленный и частично хромированный ствол. Введено скрепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Заднюю опору откатных частей разместили в обойменной части люльки, горловину которой удлинили, в сравнении с предыдущими образцами, на 160-мм и разместили в ней два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Указанные конструктивные усовершенствования позволили уменьшить на 15% среднее техническое рассеивание по всем типам боеприпасов.

Орудие способно стрелять как существующими боеприпасами 125-мм орудия 2А46М, так и новыми перспективными боеприпасами. Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части предусмотрели наличие устройства учета изгиба, информация с которого, наряду с данными прочих помеховых и эксплуатационных воздействий, в виде поправок поступает в баллистический вычислитель.

Дульная энергия 2А82 в 1,17 раз выше, чем у лучшего танкового орудия NATO — 120 мм пушки L-55 германского танка Leopard-2A6, хотя ствол российского орудия на 60 см короче.

14 мая 2015 года появилось сообщение, что серийные танки Т-14 могут быть вооружены ещё более мощной 152-мм гладкоствольной пушкой. Судя по всему, речь может идти о танковой пушке 2А83, разработанной заводом №9 (г. Екатеринбург). Большая часть данных об этой артсистеме засекречена. Известно только, что длина ствола составляет 55 калибров. Ствол имеет внутреннее хромированное покрытие, позволяющее довести давление пороховых газов до 7700 атм., тогда как у большинства современных танковых орудий этот показатель не превышает 3000 атм.

Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда составляет 1980–2000 м/с. Кроме того, снаряд обладает меньшей потерей скорости на траектории, чего удалось достичь путем уменьшения размаха стабилизатора, что снижает сопротивление воздуха. Однако это потребовало отказа от традиционного для отечественных боеприпасов однобазового ведущего устройства и перехода, по примеру США, на двухбазовое. Недостатком такого решения является большая паразитная масса. Для преодоления данного недостатка российские конструкторы применили в нем легкие композитные материалы.

Также в боекомплект нового 152-мм орудия могут входить осколочно-фугасные боеприпасы, а также кассетные снаряды с кумулятивно-осколочными боевыми элементами и термобарические снаряды объемного взрыва. Возможно и применение управляемых снарядов типа «Краснополь».

Предусмотрена и возможность стрельбы ПТУРами. Для этого применяются боеприпасы, аналогичные по своим характеристикам ПТРК «Корнет», способные прожигать до 1200 мм гомогенной брони.

Главным положительным следствием установки на танк такого нового орудия является уникально высокая мощность. К минусам можно отнести повышенные, в сравнении с 125-мм орудием, габариты. Более крупные боеприпасы требуют увеличения объёма под боеукладки, либо сокращения боекомплекта, чтобы вписать его в уже имеющиеся объёмы. Также гашение гораздо более мощного импульса отдачи диктует необходимость новых противооткатных устройств. Ещё одним немаловажным фактором, сдерживающим внедрение на танках 152-мм орудий, является отсутствие достойных целей на поле боя. По имеющимся данным, все состоящие в данный момент на вооружении иностранных армий основные боевые танки могут быть гарантированно поражены боеприпасами 125-мм орудия.

Немаловажно, что установка 152-мм орудия автоматически переводит Т-14 из основных боевых танков в класс тяжелых танков прорыва.

Спаренный с орудием пулемет ПКТМ располагается снаружи башни и соединен с орудием параллелограммным приводом. Он имеет постоянно готовый к бою боекомплект в 1000 патронов. Ещё 1000 патронов в лентах хранятся в расположенном на корме башни ящике ЗиП.

Возможна дополнительная установка дистанционно управляемого 12,7-мм пулемета «Корд» с боекомплектом в 300 патронов (плюс дополнительно в ЗиПе ещё 300). 

Система управления огнем включает основной прицел наводчика, прицел командира, прицел-дублер с зависимой линией прицеливания и баллистический вычислитель.

Основной прицел наводчика оснащен визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером и встроенным лазерным каналом управления. Дальность распознавания цели типа «танк» составляет через визирный канал 5000 м, через тепловизионный не менее 3500 м. максимальная дальность, измеряемая дальномером, — 7500 м.

Комбинированный панорамный прицел командира располагает телевизионным и тепловизионным каналами, а также лазерным дальномером. Дальность распознавания цели типа «танк» через телевизионный канал составляет 5000 м, через тепловизионный — 3500 м.

Прицел-дублер с зависимой линией прицеливания способен распознать цель типа «танк» в дневное время суток на дистанции не менее 2000 м, в сумерках — не менее 1000 м.

Танк получил современный радар на активной фазированной антенной решетке, что позволяет использовать его в том числе как РЛС артиллерийской разведки в условиях ослепления аэрозольными мультиспектральными завесами. Существует возможность одновременного отслеживания до 40 динамических или 25 аэродинамических целей, контролируя территорию в радиусе до 100 км, автоматически уничтожая внутри означенной сферы цели размером до 0,3 м. Это немаловажно при использовании системы против зависающих воздушных целей, а также беспилотных летательных аппаратов.

Экипаж состоит из трех человек. На данный момент это оптимальная численность. Все попытки сократить экипаж могут иметь весьма негативные последствия. История боевого применения танков неоднократно демонстрировала, что в случае, когда на командира возлагаются дополнительные обязанности наводчика, танк резко теряет в боевой эффективности, так как у него не остается времени следить за полем боя. Достаточно вспомнить французские танки времен Второй мировой войны. Хорошо бронированные и вооруженные машины (например, SOMUA S 35) вели себя на поле боя точно слепые именно потому, что имели экипаж из двух человек с «командиром-совместителем».

Боевая информационная система представляет комплекс для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированием. В ней реализована единая мультиплексная шина данных и модульная конструкция системы управления огнем. Ключевым отличием от систем прежних поколений стал резкий рост информированности о боевой обстановке как экипажа, так и командиров подразделений. Это произошло благодаря интеграции аппаратуры танка в комплекс единой системы управления тактического звена.

Следует отметить, что Т-14 предназначен не столько для одиночного боя, сколько для работы с другими боевыми машинами в одном тактическом звене. Единая система управления тактического звена, разработанная концерном «Созвездие», позволяет получать данные об обстановке в режиме реального времени и автоматически рассчитывать баллистические данные и сценарии поражения целей для всей группы боевых машин сразу. В связи с этим все боевые машины на платформе «Армата» получили возможность полного дистанционного управления стрельбой, включая захват и сопровождение целей. Недавно «Уралвагонзавод» сообщил, что планирует сделать Т-14 полностью дистанционно управляемым и способным вести бой без экипажа.

Также с системой управления огнем интегрирована аппаратура постановки аэрозольных и дымовых завес, а также аппаратура распознавания «свой-чужой».

В результате внедрения столь большого количества новых приборов танк, в сравнении со своими предшественниками, стал значительно сложнее по устройству, и его изучение требует больших знаний и длительной подготовки, хотя взаимодействие внутри системы «машина-экипаж» значительно упростилось. По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, подготовка может занять полтора-два года, что можно реализовать только с экипажами, полностью состоящими из военнослужащих-контрактников. Зато высококвалифицированным танкистам новая машина позволяет реализовать ряд тактических приемов, недоступных ранее. К ним относится возможность массированного поражения целей одним танком с использованием автоматического сопровождения, в том числе на ходу. Среди российских военных существует понимание, что принятие на вооружение Т-14 повлечет за собой коренную реорганизацию учебного процесса и системы обеспечения и снабжения.

Истории известно множество случаев, когда появление на вооружении принципиально новых разновидностей боевой техники рождало масштабные изменения в организационно-штатной структуре подразделений. Судя по всему, боевые машины на платформе «Армата» не станут исключением. В Центральном военном округе в качестве эксперимента создали тяжелую танковую бригаду новой организации. Пока что на её вооружении находится техника старых образцов, но уже ведется отработка совместных действий танков и тяжелых БМП. Предполагается, что такое подразделение будет способно прорвать любую, сколь угодно мощную оборону противника.


Источник

При подготовке раздела использованы материалы книги А. Чаплыгина «Армата."Царь-Танк" на страже Родины».
© ООО «Издательство «Яуза», 2015
© ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Развернуть

 

Поделиться Мой Мир Facebook ВКонтакте Одноклассники
Особенности ОБТ на основе платформы "Армата" Т-14, особенности его конструкции и причины нововведений.

Мы Вконтакте

Перейти в группу
Поделиться
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter